Мэрия изменит правила благоустройства, чтобы штрафовать за парковку самокатов


Мэрия Екатеринбурга готовит изменения в правилах благоустройства города, которые позволят привлекать к ответственности сервисы проката электросамокатов за неправильно оставленные устройства. Инициативу сначала выдвинул депутат городской думы Денис Хаванцев: он предложил внести коррективы в областной закон об административных правонарушениях, чтобы ввести наказания для кикшеринг‑сервисов за стоянку самокатов в неположенных местах.

Документ прошёл этап рассмотрения в Министерстве транспорта Свердловской области, которое направило запрос в Законодательное собрание региона. В свою очередь парламентарии постановили: прежде чем менять областной механизм привлечения к ответственности, муниципалитеты должны утвердить правила, регулирующие размещение СИМ (средств индивидуальной мобильности). По данным портала 66.RU, в мэрии уже разрабатываются соответствующие изменения в правилах благоустройства. После этого инициативу вновь направят в Законодательное собрание для дальнейшего рассмотрения и возможной правки областного закона.

Почему это важно для города?

Проблема неправильно припаркованных самокатов и других средств индивидуальной мобильности давно стала заметной частью городской среды: устройства могут мешать прохожим, препятствовать доступу маломобильных граждан, занимать пешеходные дорожки и входы в подъезды. Предложенные изменения направлены на создание правовой основы, позволяющей привлекать не только пользователей, но и операторы сервисов к ответственности, если они системно допускают нарушения при организации стоянок своих самокатов.

Какие шаги уже сделаны и что будет дальше?

  • Депутат Гордумы Денис Хаванцев внёс предложение по корректировке областного законодательства об административных правонарушениях с целью введения ответственности для кикшеринг‑операторов за неправомерную парковку.
  • Министерство транспорта Свердловской области рассмотрело документ и направило его в Законодательное собрание региона.
  • В Заксобрании решили, что сначала муниципалитеты должны разработать и утвердить локальные правила размещения средств индивидуальной мобильности (СИМ).
  • В мэрии Екатеринбурга готовятся изменения в муниципальных правилах благоустройства, после принятия которых документ вернётся в областной парламент для дальнейшей проработки и, вероятно, корректировки областного закона.

Кого коснутся изменения?

В первую очередь речь идёт о кикшеринг‑сервисах и других операторах проката самокатов и подобных средств передвижения. Если муниципальные правила установят конкретные требования к размещению и парковке СИМ, операторы будут обязаны следить за выполнением этих требований и организовывать работу так, чтобы минимизировать нарушения. Также изменения могут затронуть административную практику: появится правовая возможность привлекать компании к ответственности за системные нарушения, а не только штрафовать отдельных пользователей.

Муниципальные правила благоустройства — что это такое?

Правила благоустройства — это локальные нормативные акты, которые регулируют организацию и содержание городской среды: порядок размещения рекламных конструкций, поддержание чистоты и порядка, правила парковки и размещения объектов в общественном пространстве. В рамках таких правил можно прописать, где и как должны размещаться станции или зоны парковки самокатов, требования к хранению и уборке техники, а также ответственность за нарушение этих правил.

Процедура: от муниципалитета до областного закона

Сейчас инициатива по изменению областного закона об административных правонарушениях временно приостановлена до тех пор, пока муниципалитеты не оформят свои правила размещения СИМ. Это означает, что мэрии необходимо разработать конкретный регламент, утвердить его на муниципальном уровне, после чего уже с учётом этих регламентов депутатам областного парламента будет проще и корректнее подготовить изменения в областном законе — с учётом реальной практики и потребностей городов.

Реакция горожан и операторов

Тема парковки самокатов вызывает живой общественный резонанс: жители города часто сталкиваются с нарушениями, когда техника оставляется посреди тротуара или в проходных зонах. С другой стороны, операторы проката подчёркивают, что организация парковочного пространства и взаимодействие с муниципалитетом — сложный процесс, требующий диалога и чётких правил. Важно, чтобы новые требования и механизмы контроля были понятны, прозрачны и выполнимы на практике.

Что остаётся за кадром?

Из уже известных публичных сообщений следует, что собственные инициативы депутатов и обращение в областной парламент стали логичным продолжением попыток урегулировать проблему на системном уровне. При этом конечный формат обязанностей операторов, механизмов контроля и наказания будет зависеть от того, какие конкретно положения появятся в муниципальных правилах благоустройства и какие поправки утвердят в областном законе.

Возможные последствия для города

Если изменения будут согласованы и реализованы, это может привести к нескольким практическим результатам:

  • появлению чётких правил парковки для СИМ в общественных пространствах;
  • возможности административного привлечения операторов за системные нарушения;
  • улучшению качества общественных пространств и снижению конфликтов между пешеходами и пользователями самокатов;
  • необходимости для операторов выстраивать более продуманную логистику и взаимодействие с муниципальными органами.

Что дальше ждать екатеринбуржцам?

В ближайшие месяцы мэрия будет работать над проектом изменений в правила благоустройства. После их утверждения документ вернётся в Законодательное собрание для доработки областного законодательства. Жителям города и представителям бизнес‑сообщества стоит следить за публичными обсуждениями и проектами решений, которые будут появляться на этапах подготовки и согласования этих документов. Это даст возможность вовремя высказать пожелания и замечания, чтобы новые правила были и эффективными, и удобными для всех участников городского пространства.

Заключение

Инициатива депутата Дениса Хаванцева и последующая реакция министерства и Заксобрания показывают, что вопрос парковки самокатов выходит на уровень системного регулирования. Мэрия Екатеринбурга уже приступила к подготовке необходимых изменений в правилах благоустройства — и это важный шаг для того, чтобы урегулировать использование средств индивидуальной мобильности в городе и сделать общественные пространства более удобными и безопасными для всех горожан 🙂.

Ранее мы рассказывали о том, как екатеринбургские пользователи самокатов находили способы избежать наказаний и штрафов — следите за обновлениями, чтобы не пропустить дальнейшее развитие ситуации.